
Цифровая среда -компонент педагогической системы, который обеспечивает реализацию организационно-технической и социально-развивающей ее функций для достижения социально-воспитательных эффектов, способствующих решению задач социального образования, осуществлению индивидуальной помощи и расширению социального опыта обучающихся
Взаимодействие агентов цифровой социализации: проблемы и пути их решения: О цифровой среде
Влияние цифровой среды на развитие обучающихся, в том числе с ОВЗ
Положительное
Отрицательное
- развитие познавательной активности, познавательной сферы (обучающие программы, ресурсы и т.п.);
- трансформация традиционных технологий обучения способствует повышению эффективности образования и самообразования (восприятия и освоения учебного материала и др.), возможности создания персонализированных образовательных маршрутов;
- оперативность диагностической, оценочной, рекомендательно-корректирующей обратной связи в процессе выполнения учебных заданий, возможность включенного оценивания не только педагогом, но и другими субъектами образовательного процесса;
- доступность и прозрачность информации о качестве и результативности учебных действий;
- развитие цифровых навыков как компонентов функциональной грамотности;
- создание среды виртуального общения, расширение социального опыта;
- содействие позитивной социализации обучающихся;
- формирование социальных установок, определенных личностных качеств (гибкость, мобильность и др.);
- самодетерминация, автономность, самовыражение в виртуальной социальной среде.
- риски формирования цифровой зависимости;
- негативные последствия для здоровья при работе с цифровыми носителями (ухудшение зрения, повышение нервно-психического напряжения, нарушение осанки и т.п.);
- ослабление познавательных процессов, искажение в их развитии («клиповое мышление» и др.);
- препятствование развитию самостоятельности ребенка при выполнении различных учебных заданий, снижение обучаемости ребенка;
- возрастание возможности формирования искаженной картины мира, мнимой реальности, упрощенного образа различных явлений;
- нарушение традиционных механизмов социализации, связанных с освоением социальных норм и ценностей;
- снижение возможностей для формирования социальных компетенций, прежде всего навыков реального общения; формирование негативных социальных установок, определенных личностных качеств (инактивность, замкнутость, тревожность и др.);
- многообразие цифровых ресурсов при недостаточном уровне развития критичности мышления у детей с ОВЗ и отсутствии контроля создают зону риска для вовлечения в деятельность деструктивных лиц и организаций.